Ситуация в Армении ухудшалась с каждым днем, власть была не в силах решить социально-экономические проблемы, масштабная эмиграция набирала обороты. Разочарование народа росло.
В 1995 году ВазгенМанукян был избран депутатом Национального собрания РА от 20-го избирательного участка.
На президентских выборах 1996 года был сформирован серьезный оппозиционный фронт. Основные политические партии и силы объединились, выдвинув ВазгенаМанукяна в президенты в качестве кандидата национального согласия.
Выборы 1996 года сопровождались массовыми фальсификациями в пользу Левона Тер-Петросяна, хотя было очевидно, что победу на них одержал кандидат от оппозиции ВазгенМанукян. Администрация Левона Тер-Петросяна не сдавала позиции. Даже в условиях массовых фальсификаций, согласно официальным данным, ВазгенМанукян набрал 41%, Левон Тер-Петросян – 51,3% голосов.
Национально-демократический союз представил в Конституционный суд целые тома собранных доказательств и фактов.
«Тем не менее, мы не заявляли о победе кандидата от оппозиции. Мы всего лишь требовали открыть на каждом избирательном участке 3 урны по принципу случайности и в случае обнаружения фальсификаций провести второй тур». – ВазгенМанукян.
Начались митинги оппозиции. В ходе одного из митингов 26 сентября ВазгенМанукян заявил: «Сейчас решается, каким путем пойдет государство. Если власть будет незаконной, это станет традицией и будет продолжаться».
Вместе с несколькими сторонниками ВазгенМанукяннаправился в Центральную избирательную комиссию, которая в тот период располагалась в здании Национального Собрания, и предложил открыть по 3 урны из каждой области страны. Перед этим Манукян объявил митингующим: «Если я не выйду минут через 20-30, приходите за мной».
Скандируя «Вазген – президент!», народ двинулся с площади Свободы по проспекту Баграмяна в направлении ЦИК. К 18 часам перед Национальным Собранием собрались тысячи митингующих, которые выступали за активные действия. Чуть позже из здания парламента вышел Вова Ахвердян из числа сторонников Манукяна и сказал: «Передаю вам слова ВазгенаМанукяна: мы достигнем успеха, только потерпите. Его личная просьба – терпеливо ждать, однако переговоры проходят в достаточно тяжелой атмосфере».
Спустя еще какой-то время, видя, что ВазгенМанукян не выходит из здания НС, народ снес железные ворота и ворвался на территорию парламента. Начались столкновения.
ВазгенМанукян пытался успокоить сторонников, заявив: «ЦИК принимает полностью удовлетворяющее нас решение. От этого момента зависит будущее всего нашего народа».
Он призвал людей воздерживаться от беспорядков и не поднимать руку на полицейских.
Из отчета Госдепартамента США от 1996 года относительно президентских выборов и последовавших за ними событий.
«Президент Левон Тер-Петросян был избран в результате альтернативных и противоречивых выборов, которые ознаменовались рядом беззаконий и серьезными нарушениями избирательного кодекса. Оппозиция не приняла официальные итоги выборов и обратилась в Конституционный суд с просьбой объявить недействительным решение ЦИК и назначить новые выборы. Проведенное судом следствие не развеяло сомнений в достоверности официальных результатов голосования…»
«… В ходе последовавших за сентябрьскими выборами событий власти подвергли насилию и избиениям членов оппозиционных партий и митингующих. Правительство подписало соглашение с Красным Крестом, разрешив встречи и беседы с арестованными, однако для реализации этого соглашения так и не было предпринято достаточно шагов …»
«… Власти продолжают принуждать прессу к определенным ограничениямсвободы слова, силы безопасности избивают и арестовывают журналистов после сентябрьских событий, а журналисты склонны к определенной самоцензуре…»
«… Вслед за поствыборными событиями, когда еще действовал запрет на митинги, сотрудники сил безопасности в гражданской одежде избивали прохожих, которые оказывались по соседству с основным местом проведения митингов. Два случая жестокости полицейских зарегистрировано в первой половине года. В каждом из этих случаев подвергнувшийся жестокому избиению арестант совершил затем самоубийство. Оба случая в настоящее время находятся в производстве Верховного суда…»